«Я и мои отношения». Использование проективных рисуночных тестов в работе психолога.

Проективные рисуночные тесты давно и хорошо известны широкому кругу психологов и педагогов. Я использую их в своей работе часто и с большим удвольствием. Незаменимы они тогда, когда дело заходит в тупик и непонятно, в каком направлении двигаться дальше. И не только в этом случае, разумеется.

Клиент говорит одно, а действительность серьезно рассогласуется с тем, что он говорит и/или делает. Рисунок теста помогает клиентке увидеть, а как и что на самом деле происходит, что она при этом чувствует. А еще такой вид рисунка позволяет обнаружить причинно-следственные связи в любой проблематике.

Кроме диагностических целей проективные рисунки клинток могут служить подведению итогов проведенной работы психолог+клиент, помогать расширению инструментария в работе психолога и, даже, быть полноценной психотерапией. Что, чаще всего, и происходит.

В интерпретации рисунков я использую методику теста «Рисунок человека» К.Маховера. Недавно узнала, что в отечественной психологии есть метод «Мои пиктограммы» (автор О.М.Кудряшова), который основан на известном клиническом тесте пиктограмм Лурия и Выготского. Интересное направление, которое выходит за рамки привычных рисунков!

Сегодня хочу поделиться результатом работы с клиенткой (назову ее Галиной). У нее был запрос на одной из сессий «Как мне избавиться от чувства ненависти по отношению к коллегам».

Я попросила Галину изобразить себя в том конфликте и расказать рассказ о том, что она нарисовала.

Я и мои отношения Использование проективных рисуночных тестов в работе психолога
Рис. Галины «До».

Видно, что человек на картинке испытывает сильную негативную эмоцию. Галина назвала ее, — гнев. На лице отсутсуют уши. Это означает, что девушка не хочет чего-то слышать. В данном случае, это критика и неодобрение со стороны коллег.

Девушка смотрит куда-то назад (направление взгляда вправо на листе указывает на направление внимания в прошлое). В прошлом у моей клиентки недополученное внимание со стороны матери.

Фигура лишена вторичных половых признаков. Это означает, что на рисунке изображена не девушка, а … девочка допубертатного периода. Для меня было важно обнаружить связь настощего конфликта с конфликтом из прошлого. Галина назвала в своей жизни период, когда она испытывала похожие эмоции. Это 8-10 лет.

Затем я поработала с ней в телесно-ориентированном подходе. Полу-часа вполне хватило, чтобы проработать довольно сильные негативные эмоции. В конце сессии я попросила Галину смоделировать свои отношения с коллегами и нарисовать полученный опыт.

Рисунок получился таким.


Рис. «После». Как видите, изменения существенные. Даже вторичные половые признаки появились)

Впоследствии моя клиентка поделилась, что конфликт исчерпан и она испытывает по отношению к коллегам ровные чувства.

Некие выводы, которыми я хочу поделиться в результате использования в своей работе методики проективного рисунка.

1. Терапевтическое воздействие может производиться в разных подходах, ТОТ, ЭОТ, КПТ, Арт-терапия.

Главное, должно быть понимание с чем (с каким состоянием) работает психолог.

2. Проективный рисунок, его интрепретация  «Я в конфликте» или «Я в той ситуации» осуществляется по определенным канонам. Они описаны в тесте К.Маховер «Рисунок человека». Здесь изобретать ничего не нужно.

Можно дополнять рисунок человека рисунком семьи (на этот рисунок есть отдельная методика. В этом случае мы просим клиентку/клиента нарисовать себя в определенной ситуации с близким человеком, семьей.

Необходимо добавить, что Маховер разработал этот тест для работы с детьми. Как показала практика, (я работала и с детьми по этому тесту и, со взрослыми), значительной разницы в интрепретации нет. Но есть нюансы.

Например, ненарисованные уши для ребенка до 8 лет, это норма. А для взрослого человек отсутствие ушей говорит, как минимум, о непереносимости критики.

То есть, возрастные особенности накладывают отпечаток и потому специалист должен хорошо знать возрастные интеллектуальные и психологические особенности (Выготский здесь в помощь).

3. Рисунок «До» и рисунок «После» могут выполняться как в рамках одной сессии, так и нескольких. Все зависит от величины  и сложности запроса.

В моем примере, это одна сессия.

4. Рисовать могут все. Художественные способности клиента никак не влияют на интрепретацию.

Специалисту важно отмечать наличие и качество прорисовки отдельных частей тела, деталей частей тела, лица.

5. Нарисовать несуществующую эмоцию и/или состояние невозможно. В этом суть проективной методики. Об этом обязательно говорим клиенту.

6. В рисуночном тесте, который выполняет взрослый человек, можно диагностировать следующие проблемы:

  • Отсутствие сепарации с родителями (я прошу нарисовать свои отношения клиента с его матерью/отцом).
  • Отсутствие/ригидность личных границ.
  • Нарушение самоидентификации (определяем по деталям и расположению фигуры на листе).
  • Неспособность идентифицировать, управлять эмоциями.
  • Нарушенная психологическая половозрелость (по деталям туалет, одежды, наличию/отстствию вторичных половых признаков, макияжа, ярких деталей и т.д.).
  • Неспособность (нежелание) строить близкие отношения с другими людьми (мужчинами/женщинами).
  • Уровень психологической травматизации,

и другие проблемы.

 Если у вас есть желание научиться этому методу и использовать его в своей работе с клиентами, приглашаю на мой вебинар 18.03.24 в 14:00 «Я и мои отношения. Проективный рисунок». Да и просто понять про себя больше, лучше и глубже и возможно, наметить пути исцеления такой важной сферы, как отношения.

 Ольга Федосеева

ЗАПИСАТЬСЯ на консультацию можно ЗДЕСЬ или по тел.8-921-436-87-03 W  

Почитать другие полезные статьи автора можно здесьОнлайн-курсы «Взрослая женщина», «Магия женской сек

Понравилась статья и хотите отблагодарить? Просто нажмите на кнопочки социальных сетей и поделитесь с подружками!

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Войти с помощью: